"Заметки о Пятикнижии" | Александр Тарасенко

Появление первых библейских текстов связанно именно с переходом средиземноморских обществ от оральной культуры к вербальной. Провозглашение истины требовало ее фиксирования в виде неизменяемых во времени сакральных текстов, искажение которых вызовет гнев законодателя.

Заметки о Пятикнижии

Назначение и темы Пятикнижия

Появление первых библейских текстов связанно именно с переходом средиземноморских обществ от оральной культуры к вербальной. Провозглашение истины требовало ее фиксирования в виде неизменяемых во времени сакральных текстов, искажение которых вызовет гнев законодателя. В конце III – начале II тысячелетий до н. э. народы Ближнего Востока начали создавать свои литературные памятники, переходя от обычных государственных и финансовых документов к сочинению поэтических текстов, отражающих человеческие поиски смысла жизни и истины. Прежде всего в этом преуспели жители первых «речных государств» в Египте и Месопотамии.

В этот же период древней истории Бог начал формировать Свой народ, и главным инструментом в этом стала Книга (завета). По сути, евреи есть народ Книги (или народ завета), в чем они отличаются от других народов, эпосы которых не стали вечным свидетельством нерасторжимого союза между их богами и людьми. При этом Бог евреев использовал зачастую неизвестных авторов-посредников. Первым же из библейских писателей стал Моисей, который, вероятно, с детства (см. греч. текст Деян. 7:22), был посвящен в египетские таинства, но при этом не обладал даже малыми ораторскими способностями (Исх. 4:10). Традиционное название первой части Библии «Пятикнижие Моисеево» вовсе не означает, что все Пятикнижие написал Моисей, так как в тексте много позднейших редакторских вставок (например, Быт. 12:6б или Вт. 1:1). Скорее, можно сказать, что Пятикнижие есть книга, которая появилась благодаря тому, что Моисей от имени всего народа для получения завета поднялся на вершину Синая, оставив позади старейшин с несколькими служителями (Исх. 24:9-14). Лишь периодически Моисей, кроме уже написанного на скрижалях, делал записи (Исх. 24:4; Вт. 31:9), в том числе запечатлел победу израильтян над амаликитянами (Исх. 17:14), переходы евреев от стоянки к стоянке (Чис. 33:2) и песнь (Вт. 31:22, в Септуагинте – «псалом»). Возможно, что его записи и были книгой завета (Исх. 24:7), т. е. лишь частью Пятикнижия. Как бы там ни было, но евреи считали Пятикнижие (или ее часть) книгой Моисея (Неем. 13:1).

Как книга, объединившая часть семитов в народ Божий, Пятикнижие получило название «Тора», которое благодаря влиянию греческой ментальности в Септуагинте было не транслитерировано, а переведено – и переведено не совсем подходящим термином номос («закон»). В отличие от строго фиксированного греческого термина, в Новом Завете приобретшего некоторое негативное значение, еврейское «Тора» переводится как «учение». Казалось, особой разницы между ними нет, однако при внимательном разборе разница все же существует. Два библейских примера достаточно хорошо иллюстрируют ее. В Чис. 15:32-36 евреи, которые сами не могли вынести приговора, побивают камнями грешника по прямому распоряжению Господа (также Лев. 24:12), а в Ин. 8:3-11 требуют вынесения пригово-ра от раввина Иисуса на основании закона Моисеева. Таким образом, «Тора» – это заповеди, трактуемые Богом, «за-кон» же – это свод уголовных положений, трактуемый знатоками религиозно-уголовного права. Более того, закон обязателен к исполнению вне зависимости от отношения человека к нему, учению можно следовать именно при наличии любви к нему.

Пятикнижие уже само по себе имеет название «Тора», т. е. оно стало новым и вечным учением для народа, чьи предки жили в Египте по чужим обычаям[1]. По сути, все остальные части ветхозаветного канона есть лишь коммента-рий к Пятикнижию и раскрытие его тем. Исследователи по-разному определяют главную тему (центр) ветхозаветного канона, например, земля, завет, спасение и другие. Я же выделяю как центральную – тему познания. Согласно Исх. 6:2-8, целью исхода евреев из Египта, положившего начало существованию избранного народа как такового, было позна-ние Бога как Господа египтянами (ср. Исх. 5:2-3; 6:1) и евреями (Исх. 6:3; ср. 3 Цар. 18:39). Знание было запретным плодом для первых людей, оно стало Божьим даром для избранного народа. Познание Бога как Господа, начавшееся в Исходе, закончилось актом распятия-воскресения Иисуса Христа. Теология есть портрет Бога в рамках конкретных исторических условий; отсюда теология есть продукт человеческого познания Бога, основанного на откровении самого Бога, позволяющего людям познать Его в меру их развития (ср. Ин. 16:12). Согласно Иер. 9:24, единственное достижение, которым человек может хвалиться, – знание Бога, который есть Господь (Йахве).

Периоды познания Бога можно разделить на три этапа:

1) Исход (Моисей),

2) Плен (пророки),

3) Писание (раввины).

В каждом из периодов Бог открывался разными путями: через Моисея, пророков и раввинов. Моисей, воспитанный при дворе фараона, а затем 40 лет (!) пасший овец своего тестя, священника могущественных в то время мадианитян, не имел какого-либо статуса (он просто был Моисеем). Пророки порой не соответствовали друг другу своими откровениями – и лишь время могло подтвердить истинность их пророчеств (ср. Вт. 18:21-22). И лишь в по-следний из исторических периодов (от Ездры и по сей день) познание Бога происходит самым, можно сказать, надежным и проверенным путем – через канонизированное и непогрешимое Писание (ср. фразу воспитанника раввинов в 2 Тим. 3:16).

Согласно перечисленным трем периодам, на три вида делится и сам иудаизм:

1) жреческий (от Аарона до разрушения Первого храма в 587 г. до н. э.),

2) пророческий (период плена),

3) раввинистический (начиная с книжника Ездры).

Пятикнижие, таким образом, относится к эпохе жреческого иудаизма и посвящено формированию культового поклонения Йахве, которое позволило объединить евреев вокруг скинии. В пустыне даже строение стана было ориен-тировано на расположенную в центре скинию, так что субботний путь, понятие, оставшееся даже во время раввинистического иудаизма, означал расстояние от крайней палатки до скинии. (Впрочем, во времена Исхода военные лагеря фараонов, например, Рамсеса II, также имели квадратную форму.) Одна из книг Пятикнижия (Левит) полностью посвящена культовому поклонению. После книги Бытия, одиннадцать первых глав которой посвящены работе Бога с человечеством в целом, Пятикнижие посвящено именно отношениям Йахве с евреями, которые осуществлялись через жрецов и жертвы, ими приносимые.

Здесь следует заметить следующее. Существует несколько отличий Пятикнижия от законов Хаммурапи и других древних законодательных книг. Перечислим их:

1) В отличие от древних кодексов Пятикнижие не было книгой, созданной как свод законодательно-уголовных актов для уже существующего государства. Если Хаммурапи прежде объединил месопотамские города, а затем издал общие для всех шумеров законы, то Моисей дал евреям Тору в пустыне в то время, когда у них еще не было ни государства, ни даже своей земли.

2) Более того, согласно Вт. 11:10-17, будущее еврейское государство не имело в себе геополитических и экономических оснований «речных» государств древности. Если Египет, территория которого в основном состоит из пустыни, достиг своего экономического могущества благодаря использованию ресурсов Нила и труду рабов (Вт. 11:10), то Израиль получит тот же уровень процветания только при условии соблюдения заповедей Торы.

3) Законы Хаммурапи регулировали отношения между его подданными и начинались долгим восхвалением самого законодателя. Пятикнижие начинается с десяти заповедей и только затем переходит к установлениям о религиозном культе и гражданских законах. Таким образом, Тора явилась не простым учением царя народу, но книгой завета между Богом и Его народом. Моисей же выступил при этом лишь скромным по-средником.

Таким образом, Пятикнижие не может быть поставлено в ряд других кодексов как продукт человеческого гения. Свое же отношение к законодательствам других народов Бог выразил в полном запрете следовать им (Лев. 18:1-5).

В Пятикнижии заявлены те темы (по сути же – обетования), которые позже раскрываются в остальных двух частях ТаНаХа.

народ       

земля                       Исход                    Назначение

завет

закон

Итак, что бы Бог ни делал в период истории, описанной в Пятикнижии, все это было предназначено для Его познания. Здесь-то и кроется принципиальное отличие Пятикнижия от иных древних  законодательств.

Уже из названия понятно, что сборник Моисея (вне зависимости от истинного авторства его составляющих и количества редакторских вставок) состоит из пяти частей, которые иногда называют порядковыми числительными: Первая книга Моисеева, Вторая книга Моисеева и т. д. Иногда в теологических дискуссиях возникает термин «Шестикнижие», что вызвано попытками исследователей связать Книгу Иисуса Навина с Второзаконием в сфере авторства или единством тем. В самом деле, из обетований, данных задолго до появления народа Божьего, сбывается обетование многочисленного народа, но не земли. Еще при жизни Моисея Бог исполняет Свой многогранный замысел, в результате чего появляется народ, происходит Исход, а евреи получают завет и, как следующий шаг, – закон. И лишь только обещанную еще Аврааму землю евреи получают в ходе вторжения в Ханаан, описанного в Книге Иисуса Навина. Это и позволяет говорить о Шестикнижии, уже не оговаривая авторства этого блока.

Если строго следовать назначению Пятикнижия, то стоило бы вычленить из книги Бытия первые одиннадцать глав (точнее 1:1 – 11:9) в отдельную часть как Пролог всей библейской истории. Все же остальное посвящено созданию народа Божьего от одного человека, аморрея Авраама (Быт. 14:13; Езек. 16:3), семитского поселенца в Уре на Евфрате. По воле Бога оседлый семит Авраам становится кочевником (т. е. евреем), и поэтому все его наследники от законной жены Сарры называются евреями. Заканчивается же Пятикнижие духовной подготовкой евреев, долго кочевавших по Синайскому полуострову, к вторжению в Палестину. Спустя несколько столетий евреи последовали примеру своих предков и захватили земли оседлых народов. Их же предки (аморреи) последними из семитов вторгнулись из Синайского полуострова в Месопотамию (прежние волны семитской экспансии составляли арамеи).

Пятикнижие как исторический документ содержит немало культурно-исторических особенностей той эпохи, события которой описаны в нем. Перечислим их.

1) Брак считался состоявшимся только после беременности (Быт. 4:1).

2) Города земледельцев как способ защиты от кочевников (Быт. 4:17)

3) Имя ребенка как память о предродовых событиях (Быт. 4:25; 1 Пар. 7:23).

4) Сакральное значение хлеба и вина (Быт. 14:18).

5) Клятва с поднятой рукой (Быт. 14:22).

6) Хлеб пекут женщины, мясо готовят мужчины (Быт. 18:6-7).

7) Прирученные верблюды (Быт. 12:16; 24).

8) Подарки при сватовстве (Быт. 24:53).

9) Пир по поводу сватовства (Быт. 24:54).

10) Независимость женщин внутри семьи (Быт. 24:57-58; 30:16).

11) 40-дневное бальзамирование и 70-дневное оплакивание (Быт. 50:3).

12) Еда пред Богом как символ доверия и дружбы (Исх. 18:12).

13) Пир как непременный атрибут радости (Исх. 24:9-11).

14) Гигиена при женитьбе на пленнице (Вт. 21:12).

Бытие

Характеристика книги: повествование о двух началах – космоса и евреев.

Первая книга кодекса Моисея получила свое название от греческого Гезенис («происхождение»), хотя «Бытие» вообще-то не совсем правильный перевод. Тематически же она наиболее соответствует своему еврейскому названию Берешит («В начале»). Она открывает повествование о замысле Бога как творца и справедливо носит свое название (хотя в таком случае ее лучше было бы назвать «В началах», так как Первая книга Моисеева описывает два начала – Вселенной и народа избранного). Уже с первых страниц структура повествования и терминология подразумевают некую структуру, отражающую замысел Творца. Отметим главные ее особенности:

1) Бог творит словом по схеме: сказал – сделал – назвал.

2) Весь процесс укладывается в десять слов (включая подразумевающееся творение словом в Быт. 1:1).

3) Еврейское слово «йом» подразумевает период творения, а не просто день, поэтому творение происходит в шесть этапов времени.

4) Расположение объектов творения по дням позволяет построить схему, которая свидетельствует о замысле Творца или автора Быт. 1.

Именно в первой главе Священного Писания зафиксированы те принципы, которые периодически возникают в других его частях. Прежде всего, отметим инструмент творения – Слово. Именно этот факт наряду с употреблением того же термина давар («слово», «вещь») в Ис. 55:11 позволяет рассматривать Евангелие от Иоанна как еврейское, а не эллинистическое. Вообще же один-единственный стих из книги пророка Исаии раскрывает могущество Творца и заставляет признать возможность заимствования греческими философами еврейской мудрости (вне зависимости от датировки Ис. 55), на чем настаивал Филон Александрийский. Так что Платон с его идеей творящего Логоса вовсе не оригинален.

Если считать, что в Быт. 1:1 подразумевается, что Бог сотворил небеса и землю также словом, то всего в процессе творения Он произнес десять слов (ср. Авот 5:1: «Десятью повелениями был создан мир»). В таком случае Творец повторяет этот процесс при создании избранного народа, когда дает ему законодательство, начинающееся с десяти заповедей. Бог универсальный, творящий космос, и Бог партикулярный, творящий Свой народ, – Он всегда кладет основание на десяти словах.

Весь процесс по сотворению Вселенной «укладывается» в шесть периодов времени, условно обозначенных еврейским словом «йом», которое может означать как сутки, так и неопределенный промежуток времени (ср. употребление этого слова в Быт. 2:4). Как это видится из повествования Быт. 1, акцент здесь стоит не на продолжительности творения и отдельных его этапов, но на структуре и последовательности творения. Более того, научная достоверность картины сотворения мира не столь важна (хотя и она вызывает интерес ученых), так как автор обращает внимание читателя на красоту замысла Творца. Несоответствие периодов сотворения сфер обитания и их содержимого можно толковать двояко: то ли свет существовал ранее светил и послужил средой, из которых сгустились светила, то ли автор выстроил свою схему с особым умыслом соответственно требованиям времени (вспомним, например, пристрастие греков к геометрии, а вавилонян к астрономии).

Для наглядности сведем в таблицу сферы и их наполнение.

1 свет (день и ночь) Солнце, Луна, звезды 4

2 небо и море рыбы и пресмыкающиеся, птицы 5

3 суша и растения звери и человек 6

Если предположить, что в Быт. 1 существует некая схема, отражающая дизайн творения, то выглядит она следующим образом: верхний трилистник – это первые три дня творения, в которые были созданы сферы обитания, нижний трилистник, зеркально отражающий верхний, – это содержимое этих сфер. Таким образом, при зеркальном отражении, первый день соотносится по оси с четвертым днем, второй – с пятым, а третий – с шестым[2].

В отличие от языческих богов, творивших из материала вечного хаоса, частью которого были и они сами, Господь творит из ничего (2 Мак. 7:28) начальную материю (Пр. 8:26), а затем уже обустраивает первоначальный хаос (Прем. 11:18).

После создания Вселенной Бог сотворил человека, который по замыслу Творца должен был отражать Его сущность. Вполне вероятно, что фраза «сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт. 1:26) является не простым еврейским параллелизмом, но своеобразным «христологическим намеком» на копирование тела Адама с тела Христа. Если это так, то и Быт. 3:8 повествует о воплощении Бога в теле. Два Адама, первый и последний (ср. 1 Кор. 15:45), могли встретиться в эдемском саду.

Примечательно, что, согласно текстам Быт. 1:27 и 5:1-2, человек первоначально представлял собой некую самодостаточную полноту; после же появления Евы человек (Адам) именуется мужчиной (иш), что напоминает читателю о неполноценности первого Адама без его половины (отсюда, вероятно, и происходит стремление мужчины и женщины найти свою половину). Именно Адаму было запрещено вкушать от дерева познания добра и зла (Быт. 1:16); женщина же (иша) появилась позже. Но, будучи одной плотью с женщиной, мужчина последовал ей в ее поступке. Именно Адама Бог зовет в саду после грехопадения (Быт. 3:9), что еще раз напоминает об ответственности мужчины за поступки женщины.

Если хронологию человечества выводить из библейского повествования, то история древней цивилизации начинается после изгнания первой семейной пары из эдемского рая. И это начало замешано, как и вся последующая история, на крови братоубийства. Интересно, что в конфликте Каина и Авеля отражено тысячелетнее противостояние земледельцев и скотоводов. Любой еврей, читающий Быт. 4, видит в этой печальной истории извечное противостояние евреев (т. е. кочевников) и их противников хананеян (кананеян). Даже первый город был построен Каином (Быт. 4:17), боявшимся мести, – таким образом, здесь прослеживается начало построения оборонительных сооружений как защиты от кочевников.

Биографии первых поколений Адама и Евы настолько скупы, что больше похожи на хронологию, которая постепенно подводит читателей к более важным событиям. Единственный интересный случай – жизнь Еноха, который «ходил пред (вместе с) Богом, и не стало его» (Быт. 5:24). Вознесение же Еноха живым – более позднее (новозаветное) толкование (Евр. 11:5). Интересно отметить, что дней жизни Еноха было столько же, сколько дней в году по солнечному календарю – 365 (Быт. 5:23). Самое же значительное событие в ранний период формирования человечества – всемирный потоп, оставивший след в литературах и других народов. Однако и здесь Библия усматривает духовные причины событий. Если в месопотамском эпосе о Гильгамеше боги потопили первую цивилизацию по причине исходившего от людей шума, то в библейской трактовке потоп был наказанием за грехи людей (Быт. 6:5), дочерей которых брали себе ангелы («сыны Божии» – обычное наименование ангелов в Ветхом Завете). Разделив после потопа народы на три ветви по числу детей Ноя, Бог также разделяет народы по языковым группам, что в библейской трактовке, мешает людям объединиться для исполнения грандиозных проектов.

Начиная с 12-й главы повествование полностью посвящено истории избранного народа (как народа кочевников, т. е. евреев) и разворачивается между Месопотамией ассирийцев[3] и Египтом средних династий, наиболее сильными державами тогдашнего Средиземноморья. В конце концов евреи перебираются в Египет, где остаются примерно на 200 лет (Моисей был правнуком Левия – 1 Пар. 6:1-3)[4]. Дату же в 430 лет (Исх. 12:40-41) можно истолковать как общий срок пребывания евреев (начиная с Авраама – Быт. 12) в Палестине (которая часто оказывалась под контролем египтян, противостоять которым могли только хетты), и – непосредственно – самом Египте.

Но наиболее интересным представляется библейское изложение появления евреев в Египте, которое большинство исследователей связывают именно с полуторавековой экспансией гиксосов. Как и всегда, история Божьего народа проходит на фоне мировой истории, являясь ее неотъемлемой частью, и в то же время не смешиваясь с ней. Несомненно, евреи появились в Египте в период азиатского вторжения; более того, позже они были идентифицированы антисемитски настроенными писателями (например, египетским жрецом Манефоном) с гиксосами, пришедшими из Иерусалима в великом множестве (Иосиф. Против Апиона, I, 16). Конечно, история Божьего народа хотя и проходит на фоне общечеловеческой, часто пересекается с ней и даже составляет ее неотъемлемую часть, однако в то же время она отражает прежде всего Божий замысел и не может быть расценена как естественный порядок вещей. Таким обра-зом, евреи вошли в Египет в общем потоке движения азиатских кочевых племен, при этом не смешиваясь с ними и не будучи завоевателями. Евреи невольно ассоциировались с гиксосами не только по племенному родству, но также и профессиональному, так как слово «гиксос» переводилось как «цари-пастухи» или «пленные пастухи» (Иосиф. Против Апиона, I, 14).

Хотя маленькая группа из 70 (или 75) наследников Авраама была лишь частью семитского общества кочевников, все же появление евреев в Египте стало результатом не военной экспансии азиатов, но семейной драмы-трагедии. Вся ветхозаветная теология построена на образах семейных отношений (между Йахве-мужем и Израилем-женой). Но и вся трагедия появления евреев в Египте разыгрывается постепенно (именно как драма), начиная с призвания Авраама и заканчивая исходом его наследников в шестом колене из благополучного и (возможно, самого могущественного на тот момент) государства.

Иосиф, первый из семейства Авраама попавший в Египет, оказался там не по своей воле; оставленный во рву родными братьями, пытавшимися извлечь выгоду даже из предательства (Быт. 37:26-27), он был продан купцами мадиамскими (Быт. 37:28,36). Это стоит отметить особенно, если вспомнить, что мадианитяне произошли от четвертого сына Авраама – от Хеттуры (Быт. 25:2; 1 Пар. 1:32), дочери великих хеттов, царство которых было разрушено в XII в. до н. э. «народами моря» (возможно, легендарная Троя была одной из столиц хеттов). Таким образом, Иосиф был продан в рабство наследниками своего прадеда Авраама; но вот Моисей, внук Иосифа, женился на дочери Иофора, священника мадиамского! Это лишний раз напоминает о тесном переплетении земной истории и небесных планов формирования избранного народа – в сложившихся земных условиях Бог действовал максимально эффективными средствами. Позже евреи по повелению Бога уничтожили мадианитян вместе с их городами, оставив их женщин и детей в качестве пленных (Чис. 31:7).

В отличие от Иуды, одного из лидера среди сыновей Иакова, Иосиф оказался образцом порядочности. В то время как он под страхом смерти отказался от адюльтера с женой евнуха Потифара, Иуда переспал с блудницей, оказавшейся его же невесткой. Именно с целью сравнения двух братьев, как предполагают, и была вставлена 38-я глава, на краткое время прерывающая повествование об Иосифе.

В конце концов, печальная история проданного в рабство Иосифа закончилась благополучно: бывший раб становится вторым после фараона человеком и как представитель самого бюрократического государства Ближнего Востока обращает свободных крестьян в крепостные. Голод (обычное явление в странах с жарким климатом и редкими дождями) бывший раб использует для укрепления централизованной власти (все голодные теперь зависели от милости царя) и переселения евреев в благополучный оазис Ближнего Востока. Пастухов-кочевников поселили в восточной дельте Нила, что свидетельствует о стратегических замыслах египтян, пытавшихся оградить себя от постоянно нараставших волн азиатов расселением на границах союзных племен[5].

Пользуясь выгодным положением в приграничной зоне с ее торговыми путями и обилием воды, евреи настолько быстро заполнили восточную дельту Нила, что это вызывало вполне понятное беспокойство со стороны властей. Конфликт оказался неизбежным, он разразился через четыре поколения после Иосифа и вошел в историю под названием Исход.

Исход

Характеристика книги: формирование народа ценой египетских жертв и начало познания Бога как Йахве.

Как и все книги Пятикнижия вторая книга имеет два названия: еврейское Шемот («имена») и греческое Ексодос («исход»), которое и отражает смысл книги. Книгу можно разделить на две примерно равные части: 1) противостояние Моисея с фараоном и последовавший после этого исход; 2) заключение завета на Синае и получение закона.

Прерванное в момент смерти Иосифа, прожившего сто десять лет (Быт. 50:25), повествование возобновляется уже спустя много лет и соединяется с предыдущей книгой кратким упоминанием о сыновьях Иакова. Книга Исход на-чинается с генеалогии израильтян, что станет нормой для Библии и еврейского народа настолько, что со временем апостол Павел включил родословия в список предостережений (Тит. 3:9). Историческое повествование переносится сразу на пару столетий, что свидетельствует о назначении Библии – свидетельствовать не об истории человечества, но о замысле Бога и Его делах.

В этой книге обозначен фокус библейского повествования – познание Бога. Начинаясь в Исх. 6:2-8, познание заканчивается лишь на Голгофе[6]. Интересно отметить, что познание, впервые упоминаемое в Быт. 4:1, связано именно с неразрывным союзом – таким, какой может существовать именно в браке: «…и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского» (Исх. 6:7). (Так и муж, уводящий жену из дома ее родителей, т. е. из-под их власти, становится ее господином.) Познание Бога начинается с Его имени, так как знание имени давало власть или авторитет (ср. Мк. 5:9). Так, для подтверждения собственного апостольства Моисею необходимо знание истинного имени Бога (Исх. 3:14) – этим именем оказывается тетраграмматон, получивший теперь вокализацию Йахве, а не Иегова, как это ошибочно было принято ранее. Даже при контакте (или для контакта) с Богом отныне надо было произнести Его имя (Исх. 34:5). Даже много позже знание имени Бога (скорее всего – вокализации тетраграмматона) передавалось от учителя ученику (Ин. 17:6; Евр. 2:12).

Как и в дальнейшем (включая даже заключение завета – Исх. 34:10), Бог сопровождает исполнение Своего замысла множеством чудес[7].

Из десяти чудес лишь последнее – умерщвление первенцев – выходит за рамки известной нам физики, остальные же девять вполне объяснимы природными катаклизмами древности (даже время Исхода попытались определить по следам крупного извержения вулкана на одном из средиземноморских островов, пепел которого и вызвал тьму девятой казни). Несомненно, что Бог использовал все доступные человеческому пониманию средства, хотя изначально они не могли иметь успеха, так как прежде всего были проявлением силы Бога, Который сделал фараона невосприимчивым к ним (Исх. 9:12; 10:20,27; 11:27; 14:10; ср. предопределение роли фараона в Рим. 9:15-17).

Особая проблема этой книги – время Исхода, которое обычно датируется царствами двух фараонов разных династий: 1446 г. и началом XIII в. до н. э. (примерно 1270 г.). Если принять библейскую датировку за более верную, то поселение Иакова в Египте можно датировать примерно 1661 г. до н. э. (966 г. из  3Цар. 6:1 плюс 215 лет фактического пребывания евреев на территории Египта). А это уже время гиксосского правления в Нижнем Египте. Столицей азиатских фараонов был город Аварис в восточной дельте. При такой датировке становится очевидным, что Иосиф служил при одном из фараонов фиванской династии, так как для «царей-пастухов» Нижнего Египта кочевое семейство Иакова не могло быть «мерзостью» (Быт. 46:34). Из этого текста видно, что Иосиф сам старался сделать так, чтобы его родственников-семитов поселили среди азиатов.

Сам же Исход произошел уже после изгнания гиксосов, место которых, вероятно, постепенно заняли евреи (Быт. 47:27; Исх. 1:7). К тому времени Египтом правили фараоны, боявшиеся, что евреи присоединятся к их врагам, т. е. соединятся с другими азиатами (Исх. 1:10). В стране Гесем осталось немало азиатов или их потомков, сочувствовавших евреям как более близким им по вере, чем коренные египтяне. Именно они и снабдили евреев не только одеждой, но и золотом (Исх. 12:35-36) – возможно для жертвоприношения в виде изготовления тельца[8]. Более того, с евреями вышло также и «множество разноплеменных людей» (Исх. 12:38), вероятно азиатов, которых действительно должно было быть множество, так как за три поколения, прошедших между старым Иаковом и Моисеем, евреи не могли расплодиться настолько обильно из менее чем 70 человек (одних только пеших, т. е. способных передвигаться самостоятельно, мужчин было «до 600 тысяч» – Исх. 12:37).

В сумме, бегство евреев из Египта стало своеобразной национальной катастрофой: «…египтяне плакали и сожалели, что обошлись дурно с ними» (Иосиф. Древности, II, 15, 1), восточная граница была обнажена и погиб египетский экспедиционный военный корпус в составе «шестисот колесниц отборных и всех колесниц египетских» с их начальниками (Исх. 14:7). Исход, как и вторжение в Ханаан, рассекшее Палестину примерно пополам у Иерихона, стал примером военного маневра: Моисей повел своих последователей не вдоль средиземноморского побережья с его обилием крепостей и военных складов, но вглубь Синайского полуострова. Более того, все военные маневры плохо вооруженных рабов сопровождались чудесами, что характерно именно для священных  войн.

Причиной необычной гибели египетского корпуса послужил неожиданный прилив Тростникового моря, вызванный резкой переменой ветров, которые – и здесь уже начинается сфера необычного – подчинялись жезлу Моисея (Исх. 14:21). Вода стала прибывать постепенно, но, вероятно, достаточно быстро, а сонные к рассвету (Исх. 14:27) египтяне не успели бежать, так как их колесницы уже глубоко увязли в иле (Исх. 14:25). Для очевидцев этого события и всех читателей текста Книги Исход еврейский Бог по имени Йахве оказался повелителем ветра и воды, а Моисей – хорошим тактиком, использовавшим рельеф местности.

Уже после такой крупной победы и хвалебной песни Моисея[9] Бог удовлетворил ропщущих евреев чудом с очищением воды и начал формировать их сознание: дает устав и закон (в смысле уголовного кодекса – см. Исх. 15:25 в Масоретском тексте и Септуагинте). Ропот и разброд в обществе беглецов продолжались и далее, зачастую вызванные отсутствием воды в пустыне. Примечательно, что после повторного удовлетворения потребности евреев в воде Бог наказал их ропот войной с амаликитянами (Исх. 17:8 – расположение стихов в этом месте позволяет сделать именно такое заключение). Из-за обилия проблем Моисей целыми днями разбирал судебные тяжбы евреев. Тесть Моисея ма-диамский священник Иофор дал зятю совет организовать общество по типу всех остальных развитых обществ древности, с тех пор у евреев появляется бюрократическая структура власти (Исх. 18). На третий месяц после выхода из Египта (Исх. 19:1) сыны Израилевы пришли в Синайскую пустыню, где у подножия горы прошли трехдневное очищение. Несмотря на все предварительные меры по очищению всего народа, на вершину для получения заповедей и всей Торы восходит только Моисей.

Примечательно, что Тора как закон начинается с заповедей святости, которые выступают в роли своеобразного вступления, необходимого для того, чтобы всякий читатель (вообще всякий желающий жить по законоуложению Бога) мог бы прежде всего идентифицировать себя. Если он готов исполнять десятисловие, то все дальнейшее относится к нему безоговорочно (Исх. 19:7-8).

По определению талмудистов, Тору можно сравнить с клеем, который крепко соединяет две противоположности, при этом не позволяя им смешиваться. Более того, Тора явилась брачным договором между Йахве-мужем и Израилем-женой, соблюдение которого и свидетельствует о крепости брака. Как это часто случается, декларативно оглашенная верность (Исх. 19:8) вскоре была нарушена – народ, потеряв из виду пастыря, стал требовать изготовления тельца (Исх. 32:1). Образно говоря, святость «брака» была нарушена в «медовый месяц». При этом весьма примечательна роль Аарона и реакция Бога на его действия: Аарон, отливший тельца, обработавший его резцом и соорудивший пред ним жертвенник (Исх. 32:4-5), вдруг производится в (перво)священники (Исх. 40:13). Чтобы разрешить эту загадку и понять действия Бога, Который часто делает исключение из собственных заповедей, талмудисты считают, что Аарон, находясь под нажимом огромной и крикливой толпы, всячески пытался затянуть не-избежное в тех условиях сотворение тельца. Сверх того, именно объявив праздник с его неизменным шумом веселья (Исх. 32:5-6), он подал звуковой сигнал Моисею и Иисусу Навину (Исх. 32:17-18).

После истребления примерно трех тысяч человек (Исх. 32:28) Бог удалился из стана в скинию, поставленную Моисеем (Исх. 33:7), что явилось своеобразным наказанием. С этих пор Бог ограничивает Свое присутствие (евр. Шехина, греч. Скиния) среди израильтян определенным местом, где общение возможно только через избранных посредников.

Поначалу скиния находилась вне стана, затем вернулась внутрь стана, и все же в трактовке талмудистов Бог пребывал не с каждым евреем, но только внутри скинии. И если ранее каждый еврей имел корону, то теперь Дух нисходит избирательно (Чис. 11:16 сл.) – это продолжается до дня Пятидесятницы, когда Дух сошел на всю церковь, т. е. на каждого верующего (Деян. 2:1-3).

Повествование, начавшееся с описания рабского труда израильтян, заканчивается описанием работ по постройке скинии. Из рабов евреи превратились в народ со своим Богом, уставом и скинией со священниками.

Левит

Характеристика книги: остановка в пути для научения с целью дальнейшего следования за Богом.

Греческие переводчики переименовали еврейское название Ваикра («и воззвал») в Левитикон, которое не отражает истинного содержания книги, так как в ней лишь однажды упоминаются непосредственно левиты (Лев. 25:32-33). Даже еврейское название не отражает содержания; книгу, скорее, лучше было бы наименовать первыми словами – но не первого стиха, а последнего: Элле гамицот («вот заповеди»). Мишна (30 г. до н. э. – 200 г. н. э.) именует эту книгу Торат коганим («учение священников» или «священническое учение»).

Речей и заповедей здесь намного более, чем повествовательного материала: в 27 главах встречается только три кратких эпизода (Лев. 8–9; 10; 24:10-14) – возможно, это напрямую зависит от краткого временного отрезка, зафикси-рованного в книге (примерно, месяц между Исх. 40:2, 17 и Чис. 1:1). Книгу, содержание которой посвящено священнодействию в скинии, условно можно разделить на две части; центр же – гл. 10 – это вставка с трагическим повество-ванием. Именно она, самая смысловая из трех имеющихся во всей книге, и позволяет дать приведенную выше характеристику. Бог умертвил Надава и Авиуда, двух сыновей Аарона, за пренебрежительное исполнение своих священни-ческих обязанностей и даже запретил отцу скорбеть по ним. Таким образом, Лев. 10 наглядно иллюстрирует задачу Бога как учителя: не просто изложить законы на камне или папирусе, но вложить их в сердца (Лев. 10:11; ср. Иер. 31:33).

Сразу же за этим расположен блок глав о ритуальной чистоте (Лев. 11–16), а уже за ними следует еще больший блок (Лев. 17–26), в литературе именуемый «кодексом святости»; это еще раз напоминает о назначении книги – призвать к святости прихожан святой скинии (призыв этот остался актуален и в первой церкви – ср. Лев. 11:44 и 1 Пет. 1:16).

Именно из этой книги становится известно о священнических (а не гражданских, как во Второзаконии) законах, телесной нечистоте и пищевых ограничениях. Именно они сформировали вековой образ израильтян, и хотя после разрушения Храма в 70 г. н. э. сакральные жертвы перестали иметь место (в буквальном смысле слова), но понятия о гигиене и кошерной пище, в римскую эпоху адаптированные фарисеями, все еще являются столпами современного иу-даизма. Перечислим жертвоприношения:

1) жертва всесожжения (1:3-17; 6:8-13);

2) хлебное приношение (2:1-16; 6:14-23);

3) мирные жертвы: а) благодарности (7:11-15; 22:29), б) по обету (7:16; 22:18-21), в) по усердию (7:16; 22:18-21);

4) жертва за грех (4:1–5:13; 6:24–30);

5) жертва повинности (5:14-19; 7:1-10).

Особенно отметим два из многих постановлений о праздниках: Йом киппур (Лев. 16) и Субботний год. В первый праздник, до сих пор отмечаемый на десятый день Нового года (сентябрь/октябрь), первосвященник входил во Святая-святых с целью очищения себя и всего народа (ср. Евр. 9:7). Тогда же отпускали в пустыню одного из двух жертвенных козлов; избранного по жребию козла, по сути, обрекали на смерть, прежде руками первосвященника возложив на него грехи всего народа (ср. слова первосвященника в Ин. 11:49-52).

Субботний же год стал своеобразным испытанием веры, ведь изначально земледелие в каменистой Палестине было связано с соблюдением заповедей (Вт. 11:10-17). Даже вавилонский плен был связан с несоблюдением субботнего года (Лев. 26:34-35). Языческие власти всегда были чутки к финансово-религиозным установлениям евреям (ср. обличительную речь Тита в передаче Иосифа Флавия, одного из активных участников восстания 66-70 гг. [Иосиф. Война, VI, 6, 2]). Так, Александр Великий, а позже и Юлий Цезарь (Иосиф. Древности, XIV, 10, 6), благосклонно относившиеся к иудеям, освобождали их от налогов; лишь император Адриан отменил эту льготу после жестокого подавления восстания Бар-Кохбы.

Числа

Характеристика книги: смена поколений и неизменность Божьего плана.

Греч. Аритмой («числа») лучше отражает замысел Бога, чем евр. Бемидбар (четвертое слово в еврейском тексте). Название книги явно было переделано в соответствии с содержащимися в ней двумя исчисленьями народа (Чис. 1 и 26). По этой причине, а также из-за большого временного разрыва в повествовании, книгу можно условно разделить на две части: 1) последние наставления поколению рабов, отказавшихся войти в Ханаан; 2) новое поколение.

В свете сообщения 1 Пар. 21:1, 7 вызывает удивление повеление Бога исчислить мужчин от двадцати лет и выше (Чис. 1:2-3). Однако эти сообщения разнятся в принципе: Давид, как и другие правители, делает перепись с целью планирования своих экономических и политических замыслов; Моисей же своей переписью показывает исполнение обетования Бога произвести от Авраама многочисленный народ и укрепляет самих евреев перед нападением на вели-корослых (Исх. 13:32-33) хананеев.

Итак, первая перепись была вызвана подготовкой к вторжению в Ханаан, так как Бог повелел исчислить «всех годных для войны у Израиля» (Чис. 1:1). Все же это не произвело впечатления на евреев; испугавшись жителей Ханаана, они были отвергнуты Богом и погибли во время тридцативосьмилетнего путешествия по пустыне (все, старше 20 лет (Чис. 14:29). Согласно библейской хронологии после внешнего поражения в стане израильтян начинается внутренний разброд, вылившийся в бунт против лидерства Моисея и его старшего брата Аарона (Чис. 16:3). Заговор левита Корея и начальников общества (Чис. 16:1-2) по сути был первой попыткой организовать синедрион, еврейский парламент. Пожалуй, Моисей был первым и последним еврейским лидером без официального статуса: из Чис. 12:6-8, скорее всего, следует, что Моисей даже не был пророком в классическом понимании этого слова (провидца). Возникшее ранее недовольство исключительностью египетского воспитанника (Чис. 12:1-2) со временем привело к бунту, жестоко подавленному Богом, – лидеры заговорщиков вместе с семьями (Чис. 16:27) живыми сошли в Шеол (Чис. 16:33), а на следующий день были умерщвлены их сторонники числом в 14 700 человек (Чис. 16:49). Оказалось, что демократия (с позиции Аристотеля, самый худший вид правления) в тот момент не была в замыслах Бога.

Вообще же Бог творил историю по своему усмотрению, используя сложившуюся ситуацию для формирования Своего народа. Так, например, в Книге Чисел подводится итог недолгому существованию мадианитян. Они произошли от Авраама (Быт. 25:2), продали египтянам своего родственника Иосифа (Быт. 37:28), выдали замуж одну из своих соплеменниц за Моисея, а затем были уничтожены вместе с городами – только женщины и дети были оставлены в живых как пленные (Чис. 31:7 ).

В этой книге отвергается не только старое поколение, побоявшееся войти в Ханаан, но также и их лидер, не явивший святости Бога (Чис. 20:7-12) тем, вероятно, что, вместо того чтобы извлечь воду из скалы словом (ст. 8), ударил в нее жезлом ( как и прежде – ср. ст. 11 и Исх. 17:5-6).

Второзаконие

Характеристика книги: повторение закона для нового поколения перед вторжением в Ханаан. Греческое название книги Деутерономос более, хотя и не полно, отражает содержание книги, чем еврейское Деварим («слова»).

Действительно, Моисей повторяет Учение Господа (отсюда и название – Второзаконие), так как новое поколение еще не слышало его и не заключило завет с Богом. Впрочем, Моисей не просто повторяет, но незначительно изменяет сказанное прежнему поколению у горы Синай. Хотя изменения и незначительны, но порой они принципиальны – теперь необходимость соблюдения субботы связана с избавлением от плена (Вт. 5:12-15), а не с покоем после сотворения космоса (Исх. 20:8-11). Этот камень преткновения для критиков Священного Писания на самом деле не столь уж и весом: Бог оставляет заповедь, но наполняет ее новым смыслом, так как для поколения, никогда прежде не имевшего постоянного места обитания, празднование субботы отныне будет одним из столпов веры во всемогущего Господа и своеобразным напоминанием о их статусе странников и пришельцев.

Но Моисей не только повторяет закон (т. е. свод религиозных, бытовых и гражданских постановлений), но и через посредников, свидетелей прежнего союза (Вт. 5:3), перезаключает завет Господа с народом, который все также зовется Израилем. Завет же, заключенный однажды, впредь будет распространяться и на потомков (Вт. 29:14-15). А это в свою очередь предполагает постоянную передачу знаний о религии от отцов к детям, чего не произошло во время тридцативосмилетнего перерыва в отношениях между Богом и евреями, когда, по мнению знаменитого философа и каббалиста Рамбана (XIII в.), народ не приносил жертвы, а Моисей не пророчествовал.

Содержание книги, в основном, состоит из трех речей Моисея: 1) 1:1–4:43; 2) 4:44–26:19; 3) 29:1–30:20; при этом сама Тора помещена в центральную часть. В своей первой прощальной речи Моисей, чувствующий приближение конца, подводит итог путешествию по пустыне. При этом обвинения в непослушании, хотя и адресованные погибшему поколению, сопровождаются местоимением «вы» (гл. 1), а все достижения – «мы» (гл. 2–3), что свидетельствует о желании бессменного на протяжении сорока лет пастыря дистанцироваться от роковых для всего народа ошибок.

Являясь по большей части повторением прежнего учения, Второзаконие все же содержит новые мотивы. Так, например, здесь перечисляются условия, при которых не только можно, но также и необходимо избрать царя (Вт. 17:14 сл.):

1. земля должна быть завоевана (под руководством Самого Господа);

2. царь не должен умножать число лошадей и жен и возвращать евреев в Египет;

3. сделать список с Торы и следовать ее заповедям, что сохранит его от надменности.

Кроме этого, евреям, которым впредь придется много воевать, разрешается брать жен из числа пленных, что в первую очередь подразумевало женщин из чужих народов (Вт. 21:10). При этом лишь требовалось соблюсти особые правила (ритуальной?) гигиены (Вт. 21:12). Более того, оказывается, что Бог посылает лжепророков с целью испытания верности Своего народа (Вт. 13:1-3).

Таким образом, Книга Второзаконие подготавливает евреев к жизни в совершенно новых условиях среди языческих народов.

Книга не содержит новых путешествий, сражений и описаний природы. Второзаконие, скорее, представляет собой не повествовательное произведение наподобие Книг Руфи и Есфири, в которых Бог познается не через заповеди, но историю. Во Второзаконии же главный фокус направлен на отношения народа с его Творцом. Главная же заповедь этих отношений, ставшая центральной молитвой иудаизма (ср. Лк. 11:1), также находится во Второзаконии:

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Вт. 6:4).

________________________________________

[1] ТаНаХ (еврейское название Ветхого Завета) есть аббревиатура трех частей еврейской Библии: Тора, Навиим (Проро-ки) и Кетувим (Писания) и в то же время также называется Торой.- См.:Тарасенко А.А, Введение в ВЗ-2

[2] Так 7 7 При внимательном взгляде на схему заметно, что у шести спиц не хватает обода. Таким образом, в этой схеме седьмой день изображен в виде окружности, которая соединяет собой покой бесконечности до начала творения с по-коем седьмого дня. А. А. Тарасенко. Введение в ВЗ 4.

[3] Ср. Иосиф. Древности, I, 9: «В то время, как ассирийцы властвовали над Азией…».

[4] Согласно Иосифу Флавию (Против Апиона, I, 33), библейский Иосиф был старше Моисея «на четыре поколения, что составляет около ста семидесяти лет». Даже если предположить, что писатель имеет в виду временной отрезок между деятельностью одного библейского персонажа и непосредственно Исходом, когда Моисею было уже 80 лет, все же никак не получается произвести цифру 430 лет.   См.:. Тарасенко А. А. Введение в ВЗ 5.

[5] Против утверждения о том, что фараон, поселивший евреев в стране Гесем, сам был азиатом (гиксосом), свидетельствует неприязнь властей к пастухам овец (Быт. 46:34) – египтяне пасли только священных коров.

[6] Отсюда, теология есть человеческая попытка познания Бога, основанная на Его откровении. Теология есть портрет Бога в рамках конкретных исторических условий. Именно такое определение помогает понять замысел Бога, начавшийся с умерщвления египетских первенцев и закончившийся распятием Сына Божия.

[7] И вплоть до деятельности Мессии (Ин. 7:31), что и отличало Его учение от учения книжников и фарисеев, подтверждавших свой авторитет именами своих учителей (Деян. 22:3), а не чудесами. . А. Тарасенко. Введение в ВЗ 6

[8] Ср.: «Население сделало евреям даже подарки отчасти для того, чтобы тем ускорить исход их, отчасти же также на память о взаимных добрых соседских отношений» (Иосиф. Древности, II, 14, 6).

[9] Странно, но факт: Моисей поет хвалебную песнь только после гибели египетского войска, хотя мог бы сделать то же после казней египетских. А. А. Тарасенко. Введение в ВЗ 7