"Аугсбург: долгий путь к согласию" | Архимандрит Августин

Дата 31 октября 1517 г. считается началом Реформации, - именно в этот день Мартин Лютер вывесил на вратах дворцовой церкви в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов. А 482 года спустя, 31 октября 1999 г; в Аугсбурге, представители Римско-Католической и Евангелическо-Лютеранской Церквей подписали совместное заявление об отныне едином понимании и толковании вопроса об оправдании и спасении человека в вечной жизни.

Архимандрит АВГУСТИН (Никитин)

"АУГСБУРГ: ДОЛГИЙ ПУТЬ К СОГЛАСИЮ"

"ЧЕЛОВЕК ОПРАВДЫВАЕТСЯ ВЕРОЮ"

/Римл. 3,28/

"ВЕРА, ЕСЛИ НЕ ИМЕЕТ ДЕЛ, МЕРТВА"

/Пак.2,17/

Дата 31 октября 1517 г. считается началом Реформации, - именно в этот день Мартин Лютер вывесил на вратах дворцовой церкви в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов. А 482 года спустя, 31 октября 1999 г; в Аугсбурге, представители Римско-Католической и Евангелическо-Лютеранской Церквей подписали совместное заявление об отныне едином понимании и толковании вопроса об оправдании и спасении человека в вечной жизни. Аугсбург был выбран для подписания декларации неслучайно. Именно в этом городе в 1530 году последователи Мартина Лютера представили императору Карлу V и рейхстагу /сейму/ так называемое Аугсбургское исповедание - основные положения лютеранской веры...

...21 января 1530 г. император Карл V направил послание немецким князьям с предложением о созыве сейма в Аугсбурге. Основной целью сейма Карл V провозгласил ликвидацию междоусобной борьбы перед лицом турецкой угрозы. Император полагал, что в случае восстановления церковного единства необходимо будет придать ему внутреннюю прочность, которая может быть достигнута только путем мирных переговоров между католическими и протестантскими участниками сейма. С этой целью, назначив открытие сейма на 8 апреля 1530 г; император предписал лютеранам составить письменное изложение своего вероисповедания на латинском и немецком языках.

Как только послание императора, написанное в примирительном тоне, было получено саксонским курфюрстом Иоанном, являвшимся наиболее могущественным протестантским князем, он, по совету своего канцлера Брюкка, пригласил Мартина Лютера, Филиппа Меланхтона и других видных протестантских богословов в Торгау 14 марта того же года и просил их в недельный срок составить требуемый вероисповедный документ. В кругу протестантских богословов этого давно ожидали, готовились к этому со времени объявления о созыве Аугсбургского сейма, и поэтому изложение основ протестантского вероучения было написано очень быстро»

Взяв с собой "Торгаусское вероизложение", курфюрст Иоанн, в сопровождении. Картина Лютера, меланхтона, Ионы, своего секретаря Спалатина и канцлеров Брюкка и Бейера, выехал в Аугсбург для участия в работе сейма. Лютер, находившийся с 1521 г. под императорской опалой, не мог показаться на сейме и хотел остановиться в Нюрнберге, чтобы быть поблизости от Аугсбурга, но горожане, опасаясь гнева императора, не позволили ему это сделать, и Лютер был вынужден отправиться в саксонский город Кобург. Таким образом, протестантские богословы, присутствовавшие на Аугсбургском сейме, имели возможность поддерживать связь с Лютером хотя бы на расстоянии 4-х дневного пути.

Курфюрст Иоанн и сопровождавшие его лица прибыли на сейм I мая, но начала заседаний еще не было, поскольку император приехал в Аугсбург только 15 июня 1530 года. Все это время Филипп Меланхтон трудился над составлением вероисповедного документа, используя для написания 2-й части имевшееся в его распоряжении Торгаусское вероизложение.

Отредактировав, с участием канцлера Брюкка, составленное  вероизложение, Меланхтон отправил этот документ в Кобург к Лютеру. Первоначальная реакция Лютера на присланный ему проект была довольно резкой, поскольку в этом варианте Меланхтон чрезмерно сглаживал разногласия между католическими и протестантскими воззрениями по целому ряду вопросов.

Но в дальнейшем Лютер значительно смягчил свою позицию в отношении содержания исповедания, хотя в душе он по-прежнему не одобрял умеренной позиции, занятой Меланхтоном по отношению к католикам. Это отразилось в тех словах, которыми Лютер выразил частичный пересмотр

своих воззрений в отношении этого сочинения: "Оно мне весьма нравится, и я не нахожу нужным ни исправлять, ни изменять в нем что-нибудь, да и не способен я на это, потому что не умею ступать так тихо и мягко". Толкователи до сих пор спорят о том, что имел в виду Лютер под выражением "ступать тихо и мягко" - похвалу или осуждение.

И, тем не менее, он напутствовал такими словами автора Аугсбургского исповедания: "Христос Господь наш да поможет, чтобы оно дало плод многий, и великий, как мы надеемся и молим. Аминь"1.

Есть основание полагать, что исповедание было послано Лютеру не в полном виде, а с пропуском 20-го члена /о вере и добрых делах/. Однако впоследствии, в 1532 году, Лютер всё же выразил положительное отношение к исповеданию, назвав его "своим делом".2  

Сейм в Аугсбурге был торжественно открыт 20 июня 1530 года. 25 июня 1530 года Исповедание было прочитано на заседании сейма саксонским канцлером Христианом Байером на немецком языке. После чтения оба экземпляра Исповедания, на латинском и немецком языках, были вручены императору, который выразил свое сожаление по поводу незнания немецкого языка. Вскоре этот документ завоевал в протестантской среде самый высокий авторитет. Отныне он получил общепризнанное название "Аугсбургского исповедания" /лат. Confessio Augustana / и стал приобретать постепенно характер символической книги лютеранства.

Ознакомившись с содержанием Аугсбургского исповедания по латинскому тексту, император Карл V приказал католическим богословам составить критический разбор его содержания. В конечном варианте "Опровержение Аугсбургского исповедания" составило 12 листов; в этом документе выражалось согласие со многими членами Аугсбургского исповедания. Исключение составляла точка зрения на покаяние, на значение заслуг в деле спасения /оправдания/ и призывание святых.

3 августа 1530 г. "Опровержение" было зачитано императорским секретарем Александром Швейссером на заседании сейма, и император признал его содержание вполне достаточным для того, чтобы считать Аугсбургское исповедание опровергнутым. Но протестанты энергично возражали; на их взгляд, оно "так твердо основано на слове Божием и вечной истине, что с ним они готовы с дерзновением и уверенностью предстать на Страшном суде".3

Аугсбургский сейм завершился фактическим объявлением войны протестантам, поскольку император заявил, что если они не примут решения сейма, то немедленно будут приняты меры к уничтожению реформационного движения. Для лютеран этот поворот событий не явился большой неожиданностью. В сущности, Лютер произнес решающее слово еще во время своего пребывания в Кобурге. 20 сентября 1530 г. он писал в Аугсбург: "Если из-за этого произойдет война, ну и пусть начнется воина; довольно мы молились и хлопотали,

А между тем лютеранское учение распространялось и усиливало свое влияние: "католические князья, умирая, освобождают места для наследников-протестантов; города один за другим принимают новую веру; ходит даже слух, что будто Кельнский архиепископ хочет свой диоцез обратить к лютеранству",5 - писал историк Ч.Бэрд.

22 сентября 1530 г. Меланхтон покинул Аугсбург, но при отъезде ему удалось получить текст "Опровержения" и другие полемические труды католических богословов, участвовавших в работе сейма. С этого времени Меланхтон в течение нескольких месяцев работал над "Апологией" /защитой/ Аугсбургского исповедания. Тон Апологии более резкий, поскольку Меланхтон уже потерял надежду на примирение с католиками. По мнению лютеранских богословов, символическое значение Апологии обуславливается тем, что в ней содержится систематическое изложение лютеранской догматики, и, в частности, тем, что в ней имеется подробное раскрытие лютеранского учения об оправдании. Ценность Апологии, по мнению многих богословов, заключается также во "внутренней неразрывной связи ее содержания с Аугсбургским исповеданием; к важнейшим членам последнего она образует как бы богословско-научные комментарии".6

Первая часть Аугсбургского исповедания содержит 21 статью, которые касаются многих вопросов христианского вероучения. Особый интерес вызывает текст 4-й статьи /"Об оправдании"/, которая гласит, что "прощения грехов и оправдания перед Богом мы можем достичь не посредством наших заслуг, трудов и богоугодных дел /у Меланхтона - удовлетворении/. Более того, мы получаем прощение грехов и становимся оправданными перед Богом по милости Его ради Христа посредством веры, /т.е./ если мы веруем, что Христос пострадал за нас, чтобы ради Него было даровано прощение грехов, оправдание и жизнь вечная.

Эту веру Бог рассматривает как правду, действующую перед Ним, и считает ее таковой, как говорит апостол Павел в послании к Римлянам в 3 и 4 главах /особенно в 3,21 и ниже, и в 4,5.7

Лютеранское учение об оправдании на протяжении долгого времени подвергалось особенно сильной критике со стороны католических /и православных/ богословов. При этом не следует забывать о том, что "Аугсбургское исповедание не предлагает полного охватывающего изложения всех аспектов христианской веры и уже, поэтому не дает ответа на все вопросы, которые у нас возникают. В данном случае оно должно быть прочитано в сочетании с другими лютеранскими символическими книгами", 8 - как свидетельствовал в 1978 году тогдашний президент Объединенной Евангелическо-Лютеранской Церкви /Западной/ Германии Гюнтер Гассман.

Здесь будет достаточно привести мнение "раннего" Лютера по вопросу об оправдании, которое он изложил в своем труде "О свободе христианина" в 1520 году, чтобы убедиться в том, насколько осторожно сформулирован этот вопрос в Аугсбургском исповедании. "Вера сама по себе так могущественна, - писал Лютер, - что никакие добрые дела не могут с Ней сравняться. Итак, достаточно христианину одной веры, не нужны ему дела, чтобы оправдаться. Раз не нужны ему дела, раз он, безусловно, освобожден от всех предписаний и велений, то он, безусловно, и свободен. Вот что является христианской свободой: она в одной лишь вере; это не значит, что мы можем творить зло или что должны бездействовать, но что мы не нуждаемся в делах, чтобы спастись".9

После изложения этих довольно спорных положений Лютер приводит пространное разъяснение по поводу значимости добрых дел в жизни христианина, но в такой неоднозначной форме, которая впоследствии дала возможность его противникам сделать вывод о том, что лютеране отвергают необходимость совершения добрых дел в своей повседневной практике.10

Шестая статья Аугсбургского исповедания /"О новом послушании"/ более ясно и определенно излагает взгляд лютеран на необходимость добрых дел для спасения, хотя также оставляет место межконфессиональной полемике: "Вера должна порождать добрые плоди и добрые дела; и нужно делать много добрых дел, как заповедал Господь, потому что Он этого желает. Но нельзя полагаться на то, что посредством их можно заслужить милость перед Богом, поскольку прощения грехов и оправдания мы достигаем только верой во Христа, как Он Сам говорит: "Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать" /Лk. 17,10/"11. И, наконец, в 20-й главе Аугсбургского исповедания /"О вере и добрых делах"/ могло найти частичное объяснение того, что именно подразумевалось под добрыми делами на языке богословов Римско-Католической Церкви и их оппонентами в XVI столетии. Здесь говорится о том, что лютеран несправедливо упрекают, что они якобы запрещают делать добрые дела и что они, напротив, проповедуют ос истинном христианском образе жизни и предписывают верующим помогать своим ближним. Далее приводится перечень тех предписании римско-католической церкви: молитвы по четкам, почитание святых, монашеская: жизнь, палом-ничество, уставы о посте, церковные праздники и т.д; которые, по мнению лютеран, вытеснили истинное доброделание и заняли его место в сознании простых верующих. Далее делается попытка сочетать необходимость веры и добрых дел для спасения христианина: "Наши дела не могут примирить нас с Богом и принести нам благодать, по то и другое происходит только через веру, если человек верует, что грехи нам прощаются ради Христа; Он один является Посредником, чтобы примиритъ нас с Отцом. Тот, кто думает достичь этого через собственное делание и тем самым достичь благодати, презирает Христа и ищет собственную дорогу к Богу, которая противоречит Евангелию".12

Таким образом, в этом сложном вопросе лютеране порой были близки к учению древней неразделенной церкви. /В Апологии Аугсбургского исповедания добрые дела называются даже необходимыми/. Но в процессе полемики стали подвергаться критике такие существенные установления древней Церкви, как почитание святых, монашество, соблюдение постов, правда, в том контексте, который с течением времени подвергался определенным улучшениям.

Оценивая содержание первой части Аугсоургского исповедания в целом, можно сказать, что, несмотря на содержавшиеся в ней отличия от вероучения римско-католической Церкви, она оставляла широкие возможности для восстановления единства между участниками Аугсбургского сейма. Здесь "все направлено к той цели, чтобы представить отлучение от Церкви последователей новой веры как ничем не оправдываемое, а весь спор свести к безобидным "недоразумениям no-за некоторых преданий и злоупотреблений". И, несмотря на это, Меланхтон все еще опасался , что "пожалуй, иные будут смущены нашей откровенностью". Поэтому представляется справедливым следующее высказывание Фридриха Бецольда: "Вероучение в той форме, как оно представлено здесь, оказывается еще произведением живого духа Римско-Католической Церкви, так что оно не выходит даже за пределы этой Церкви".13

Во второй части Аугсбургского исповедания освещаются практические вопросы христианской жизни; в самых последних строках этого документа делается замечание о том, что "если кто ни будь этим не удовлетворится, то мы предложим ему дальнейшие наши рассуждения с обоснованием из Божественного Священного Писания"14. Но, в силу многих причин, эти рассуждения в то время остались невостребованными.

Однако богословы Римско-Католической Церкви не могли не учитывать протестантское учение об оправдании, и ему была дана оценка на заседаниях Тридентского собора /1545-1563/. Б декабре 1546 г; на шестом заседании Тридентского собора, были обнародованы постановления относительно учения об оправдании. Собор постановил, что началом оправдания служит милосердие Иисуса Христа, даруемое Им безо всякой заслуги человека, который может лишь принять или отвергнуть его, так что, в конце концов, его спасение зависит от пего самого /глава 4/; что при помощи своей веры, раскаяния, принятия благих решений, умерщвления плоти, повиновения церковному "руководству, добрых дел /гл. 10  гл.16/ всякий верующие может надеяться на спасение, по никто не может быть в нем уверен /гл.9/, что смертный грех влечет за собой потерю помилования, хотя бы вера и оставалась искренной /гл.15/.

Некоторые из этих положений противоречили лютеранскому учению; причем они были, затем подтверждены и разъяснены дополнительно З3-ю канонами, в которые была включена анафема всем, противящимся католическому учению, что упрочило разделение лютеранской и Римско-Католической Церквей.15

Со временем протестантское учение об оправдании стало известно и в России, но в искаженной форме. Так, в 1963 году профессор Ленинградской Духовной Академии И.Д.Успенский, участвовавший в православно-лютеранских собеседованиях “Арнольдсхайн-I” (фрг, 1959г.) свидетельствовал:

"Я - воспитанник старой духовной семинарии, проходил богословие по учебникам 1880-х годов и хорошо усвоил, что лютеране - христиане не высокого ранга, потому что они учат, что спасение совершается через веру, а добрые дела можно и не делать. Но уже при составлении доклада "Спасение через веру" мне самому казалось, что то, чему я учился, не соответствует действительности."16 Посетив перед началом собеседования две больницы, которые содержатся исключительно на церковные средства, Николай Дмитриевич подумал: "Как я когда-то был не прав! И в каком бы глупом положении я был, если бы, посмотрев эти две больницы, я стал обличать лютеран, что у них нет добрых дел!"17

После Второго Ватиканского собора /1962-1965/ в лоне Римско-Католической Церкви произошло существенное обновление, получившее название "аджорнаменто". В связи с этим можно упомянуть про те шаги, которые делались католическими и лютеранскими богословами по пути сближения на основе Аугсбургского исповедания. До сегодняшнего времени существует сложное переплетение корней, которые связывают элементы лютеранского вероучения с католическим, и процесс выявления этой общности успешно развивается. По словам одного из участников двустороннего диалога, "Католические и лютеранские богословы считают возможным достижение согласия в отношении толкования. Аугсбургс-ого исповедания, которое соответствовало бы как лютеранскому, так и католическому пониманию веры. Проведенные к настоящему времени исследования убедительно показали, что Аугсбургское исповедание можно толковать по-католически по меньшей мере в свете самопонимания со-временного католического богословия после II-го Ватиканского собора. Это является более чем отрадным результатом, который оправдывает большую надежду на дальнейшим успех экуменических усилии. Основополагающий лютеранский символический текст не обязательно должен основывать разделение Церквей; он мог бы также привести к единству".18

Аугсбургскому исповеданию было суждено стать основной символической книгой Евангелическо-Лютеранской Церкви, и оно на протяжении нескольких столетий было предметом самого тщательного изучения со стороны богословов различных конфессий, В Конституции Всемирной Лютеранской Федерации отмечается, что наряду с другими символическими книгами, "особенно Аугсбургскому исповеданию и Малому Катехизису Лютера придается значение, соответствующее изложению слова Божия" /статья II".

Со времени возникновения и активизации экуменических отношений представители разных Церквей предпринимали усилия с целью выработки нового подхода к Аугсбургскому исповеданию. С 1974 г. этим вопросом стала заниматься международная смешанная комиссия римско-католических и лютеранских богословов, которая готовила совместные комментарии по важнейшим темам, содержащимся в Аугсбургском исповедании.

Выдающийся представитель Римско-Католической Церкви кардинал Виллебрандс, отдавший много сил для восстановления церковного единства, делал характерное заявление   по поводу Аугсбургского исповедания: "Можно лишь пожелать, чтобы были сделаны попытки уяснить значение Аугсбургского исповедания посредством нелицеприятных исторических и богословских исследований, чтобы таким образом сделать возможным восстановление единства в различиях и послужитъ заповеданному Господом единству и истине".19

Со стороны представителей Евангелическо-Лютеранской Церкви в те годы также наблюдалось определенное стремление к восстановлению более близких взаимоотношений с Римско-Католической Церковью, утраченных в ходе Реформации. В связи с этим участники VI-й Генеральной Ассамблеи Всемирной Лютеранской Федерации /Дар-эс-Салам,1977 г./ сделали следующее заявление:  "Генеральная Ассамблея приняла к сведению тот факт, что известные римско-католические богословы считают возможным признание их Церковью Аугсбургского исповедания как выражения совместной христианской веры. Они надеются, что такое признание откроет путь для поиска формы общности между Римско-Католической и Лютеранской   Церквами, в которой обе Церкви, не отказываясь от своих традиций, способствовали бы развитию усилии в направлении полного церковного общения как между Церквами сестрами. Сознавая значение этой инициативы, Генеральная Ассамблея приветствует усилия, имеющие целью признание Аугсбургского исповедания римско-католической стороной, и выражает готовность Всемирной Лютеранской Федерации вступить в диалог с Римско-Католической Церковью по этому вопросу. Она требует, чтобы исполнительный комитет ВЛФ внимательно следил и способствовал всем исследованиям на эту тему, изучая их возможности проблемы и дальнейшие экуменические перспективы".20

В те годы лютеранскими и католическими богословами была проделана большая работа по выявлению взаимопонимания по этой теме, что способствовало довольно смелого высказывания со стороны католического богослова, участника этого диалога: "Новейшая богословская интерпретация Священного Писания и Священного Предания в римском и лютеранском богословии привела к значительному совпадению в понимании оправдания, так что можно было бы сказать: центрального противоречия в учении больше не существует. Тем не менее, необходимо учесть, что учение об оправдании представляет собой в вопросе изложения веры в Аугсбургском исповедании не просто одну из прочих догматических статей. Она является скорее центром, знаком, под которым следует рассматривать все догматические, учительные Формулировки, и в то же время она является критерием, определением пределов, из которых вытекает обоснованность или необоснованность в содержании других статей вероучения".21

Некоторые участники лютеранско-католических собеседований пришли к выводу, что назрела необходимость сделать очередной шаг по пути к признанию Аугсбургского исповедания в качестве основы для продолжения диалога, и что современному состоянию экуменических усилий наиболее соответствовало, если бы Римско-Католическая Церковь "официально заявила, что Аугсбургское исповедание интерпретируемо с католической точки зрения и поддается восприятию. Такой официальный шаг, например, в связи с 450-летним юбилеем Аугсбургского исповедания в I980 году мог бы означать поворотный пункт во взаимоотношениях между Католической и Лютеранской Церквами".22

В ходе богословских дискуссии, ведшихся на протяжении нескольких десятилетий, их участники неоднократно убеждались в том, что многие проблемы были связаны с несовершенством формулировок и переводов текстов, а серьезное размышление может привести к согласию, устраняющему один из барьеров между лютеранами и католиками, ранее считавшихся непреодолимыми: как происходит оправдание христианина - только верой /как учил Лютер/ или верой и добрыми делами /как учит Римско-Католическая Церковь/.

…31 октября 1999 года, в 11.20 утра в лютеранской церкви св.Анны в Аугсбурге кардинал Эдвард Кэссиди, президент Папского совета по содействию христианскому единству, и лютеранский епископ Брауншвейгский Христиан Краузе, президент Всемирной лютеранской Федерации /ВЛФ/, подписали Совместную декларацию о доктрине оправдания. В соответствии с этим документом, обе стороны пришли к "консенсусу в области основополагающих истин" по вопросу об оправдании верой. В этой связи, говорится далее в тексте, "взаимные доктриналъные осуждения более не относятся к учению обеих сторон в том виде, в каком оно представлено в Совместной декларации".23

Ключевая фраза документа заключена, по мнению экспертов, в параграфе 15: "Вместе мы исповедуем, что нас принимает Бог, и что мы стяжаем Святой Дух, Который обновляет наши сердца, укрепляет нас и призывает нас к добрым делам - не на основе наших заслуг, но только через благодать и веру в спасительное дело Христово".24

Вслед за кардиналом Кэссиди и епископом Краузе свои подписи под декларацией поставили генеральный секретарь ВЛФ д-р Ишмаэль Ноко и секретарь Папского совета по содействию христианскому единству епископ Вальтер Каспер. Когда, подписавшись под историческим документом, они обнялись, все присутствующие в церкви разразились бурными аплодисментами. Свои подписи под декларацией поставили такие шесть вице-президентов ВЛФ: Сигрун Мугедаль/Норвегия/, Пармата Аоасу Ишайя /Нигерия/, д-р Прасанна Кумари /Индия/, д-р юлиус Фило /Словакия/, Убер-то Кирххайм- /Бразилия/ и епископ Джордж Андерсон /СМ/.

"Мы являемся свидетелями важнейшего события в истории наших Церквей, - сказал в своей проповеди епископ Краузе. - Впервые за многие века здесь, в Аугсбурге, мы вновь вступили на общую почву. Антагонизм, а зачастую даже вражда между нашими Церквами являлись источником конфликтов, горя и страданий для многих людей во многих странах мира. Да дарует нам Бог новые силы для примирения и мужество для поисков мира".25

В своей проповеди кардинал Кэссиди сказал, что в этот день лютеранам и католикам удалось заключить соглашение, которое стало важной вехой на пути "восстановления единства между последователями Христовыми". "Совместная декларация о доктрине оправдания дает новую жизнь и новую надежду всему экуменическому движению", - сказал ватиканский прелат. В тот же день в Риме, в своей проповеди после молитвы "Ангелус" Иоанн Павел II выразил удовлетворение в связи с подписанием декларации, которая, по его словам, стала "важной вехой на не всегда простом пути к восстановлению полного единства между христианами".

"Я хочу поблагодарить Господа за то, что Он сделал возможным этот шаг,26 - сказал папа.

В то же время подписание богословской декларации не означает не только полного объединения лютеран с католиками, но и не предусматривает общения в таинствах между двумя конфессиями. Кардинал Кэссиди и епископ Каспер подчеркнули, что для евхаристического общения необходим дальнейший диалог о природе власти в Церкви и о свяшеннослужении.27

Торжества по поводу подписания декларации начались утром 31 октября с покаянного богослужения в католическом соборе Аугсбурга: католики и лютеране попросили друг у друга прощения за то, что в ходе истории они не всегда пытались сохранить единство. Затем более 2000 человек прошли пешком около километра к лютеранском церкви св.Анны, где состоялась экуменическая молитва, после которой и была подписана декларация. Помимо официальной совместной декларации, было составлено и подписано специальное "приложение", в которое вошли вопросы, остающиеся, по мнению лютеранских и католических богословов, открытыми.28

Что же касается перспектив православно-лютеранского диалога, то протестанты всегда считали Православную Церковь частью единой Древней неразделенной Церкви. Свидетельством тому может служить следующее высказывание лютеранского богослова: "Наши молитвы направлены к тому, чтобы разорванные части христианства срослись опять в Единую Апостольскую Церковь. Наше единственное желание - быть ее живым звеном... Лютеранская Церковь может уже сейчас сказать Православной:

"Несмотря на то, что многие воззрения и обряды Православия остаются до сих пор нам чуждыми, мы все же нашли в Православной Церкви требуемые нашими, вероисповедными писаниями признаки истинной Церкви... Лютеране смогут Православную Церковь с полной искренностью признать Святой Апостольской Церковью".29

Заканчивая краткий обзор, связанный с историей появления Аугсбургского исповедания и его последующей судьбой, можно привести слова св.Дионисия Александрийского /+265г./, который из глубины веков взывает ко всем христианам о недопустимости церковного разделения, говоря: "Лучше было бы тебе все вытерпеть, лишь бы не разделить Церкви Божией. Не менее славы доставило бы тебе мученичество за целось ее, как и мученичество за отречение от идолов, по-моему, еще более, потому, что в последнем случае всякий принимает мучения за одну собственную душу, а в первом - за всю Церковь".30

1 Fries Heinrich. Katholische Anerkennung des “Augsburger Bekenntnisses. Confessio Augustana Hindernis oder Hilf? Regensburg, 1979, S. 242

2 Терентьев II. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства. Казань,1910,0.6-7.

3 Ястребов М. Учение Аугсбургского исповедания и его апологии о первородном грехе. Киев, 1877, с.15

4 Бецольд Фридрих. История Реформации в Германии. т.2.Спб.1900,с.127.

5 Бэрд Ч. Реформация XVI века в ее отношении к новому мышлению и знанию. Спб.I897,с.104. 

6 Терентьев Н; указ. соч; С.25.

7 Das Augsburger   Bekenntnis   Deutsch    1530-1980. Revidierter Text. Göttingen, 1978, s.25

8 GaβmannG. Das Augsburger, Bekenntnis 1530 und heute. Das Augsburger.., s.17

9цит.по: Источники по истории Реформации. вып. I. M. 1906, c. 14 

10 Там же, c.15-16

11 Das Augsburger; s.26

12 ibid;  s.34

13 Бецольд Ф; указ. Соч; c.116

14 Das   Augsburger; s.69

15Филиппсон М. Религиозная контрреформация в XVI веке.  Спб. 1902, c.429

16 Протокол богословского собеседования между членами Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии, проходившего в г.Загорске, в Троице-Сергиевой Лавре с 21 по 25 октября 1963 года. Богословские труды, сборник 5..м.1970, с.184

17 Там же, с.185

18 Schütte H.Voraussetzungen  und Konseguenzen einer. Anerkennung der Hilfe? Regensburg, 1979, s.183

19 Joannes Kardinal Willebrands. Worwort: H. Meyer /H. Schütte/.

H.J. Mund, a.a. 0.7.

20 Daressalam, 1977.Sechste Vollversammlung Lutherischer Weltbund. Frankfurt, 1977, 206 f.

21 Lahff Wenzel. Welche Folden hätte eine Anerkennung der Confessio Augustana  durch die Katholische Kürche für

dieevangelisch-lutherische Kirche?  ConfessioAugustana; Regensburg, 1979, s.197

22 W. Kasper, a.a. 0.12. цит. По: Schütte H. Op. Cit; s.186

23 Благовест-инфо. Цит. по: Журнал "Духовное возрождение", №5-6, 1999, с.I9

24 Там же, с.19.

25 Там же, с.19

26 Там же, с.19

27 Там же, с.19

28 Там же, с.19

29 Гейер Фридрих, пастор. Беседа о Лютеранской Церкви с православными христианами. Издание РСХД в

Германии, б/г; с.2  /Брошюра издана в конце 1940-х гг./

30 Цит. по: Евсевий Памфил. Сочинения, т.1,гл.45 Спб.1858, с.357-358