царстве Креста" | Валерий Ахунов

Мы действительно живем с вами в удивительном царстве – Царстве Креста. В христианском сознании и в нашей повседневной жизни нас повсеместно окружают кресты. Сам человек – это видимый образ креста, который он несет на себе всю жизнь с рождения до самой смерти.

В царстве Креста

Мы действительно живем с вами в удивительном царстве – Царстве Креста. В христианском сознании и в нашей повседневной жизни нас повсеместно окружают кресты. Сам человек – это видимый образ креста, который он несет на себе всю жизнь с рождения до самой смерти. И то, и другое сопровождается крестом. Сразу после крещения человек получает первый нательный крест, а после смерти – свой последний крест в этой жизни – надгробный, с которым он воскреснет в конце времен и, взяв его, пойдет навстречу своему Господу на Восток в Иерусалим, откуда по всему миру распространилась новая вера, давшая миру этот удивительный символ спасения всех верующих в Иисуса Христа.

Независимо от деноминации и конфессиональной принадлежности в любом христианском храме можно увидеть изображение креста или распятия, художественное своеобразие которого зависит от многих исторические условий и местных традиций, но основная суть всегда остается неизменной - дать человеку зримое свидетельство о событиях, которые произошли почти две тысячи лет назад.

В нашей повседневной жизни мы постоянно встречаемся со словом «крест» и видим его на куполах соборов и церквей, на могильных плитах и памятниках, на священных книгах и церковных одеяниях, на машинах «скорой помощи», ветеринарной службы, а теперь все чаще встречаем в качестве декоративного украшения. Наш язык наполнен словами с корнем «крест», без которых сегодня немыслимо общение между людьми. Словосочестания «крестный путь», «крестное знамение», «крестовые походы», «крестный ход», «крестные страдания», «крестовоздвиженье», «крещенские морозы», «крестный отец», «крестины», «крестник», «перекресток», «крестьянин», «красный крест», «зеленый крест», «синий крест» - все это напоминает нам прежде всего о том самом кресте, который описывается в Новом Завете.

В греческом языке слово «крест» звучит как «ставрос» – отсюда произошло названия города Ставрополь, то есть «город креста», основанный в 1777 году как мощное крепостное сооружение для защиты русских земель от набегов иноверцев, словосочетание ставропегиальные монастыри, то есть те, которые находятся под покровительством патриарха, фамилия героя романа

Ф.М. Достоевского «Бесы» – Ставрогин, название минерала – «ставролит», данное ему из-за крестообразной формы своих кристаллов, и даже название рыбы ставриды – из-за рисунка на ее коже.

Каждому из нас известно, какое емкое значение в русском языке имеют такие выражения, как "нести свой крест ", "у каждого свой крест", "поставить крест". Каждый, кто изучает искусство, постоянно встречается с крестово-купольными сооружениями (в основе конструкции большинства христианских храмов лежит крест), крещальнями – баптистериями, где когда-то совершалось одно из христианских Таинств, многочисленными архитектурно-декоративными украшениями в форме креста.

Крест попал и на географические карты. На них мы видим и залив "Крест" и "Крестовый перевал", а если речь идет о Петербурге, то сразу вспоминается и "Крестовский остров" и знаменитая тюрьма с названием "Кресты", а созвездие "Южный крест" служило в течение многих веков ориентиром для многих поколений моряков всего мира, своей длинной перекладиной указывая на Южный полюс Земли.

Крест как религиозный символ существовал задолго до возникновения христианства – в Месопотамии, Египте, Индии. Чаще всего крест означал символ солнца, и одним из его вариантов в этом значении стала свастика, приобретшая свой негативный смысл в годы Второй мировой войны и попавшая под государственный запрет в нашей стране. В античные времена крест применялся как орудие пытки и мучения, поэтому в Библии часто говорится о древе как о наиболее позорном виде казни: «Проклят всякий висящий на древе» (Гал. 3:13)..

Совершенно новое значение крест приобретает в начале нашей эры. Более пятидесяти раз в Новом Завете упоминается слово "крест" и производные от него, подтверждая то огромное значение, которое занимает крест в системе религиозных ценностей христианской церкви. С течением времени в каждой из трех основных конфессий – католицизме, православии и протестантизме – сложился свой тип изображения креста, но духовный смысл остался одним и тем же - зримо свидетельствовать о крестной смерти, а, следовательно, и будущем Воскресении Иисуса Христа. Это, пожалуй, и есть самый важный евангельский мотив распятия – смерть на кресте есть воплощенное пророчество близкого Воскресения. Впоследствии в европейской культуре появилось огромное количество символов, связанных с этим новозаветным образом. Это многочисленные национальные, именные, иерархические, орденские, геральдические, светские кресты, которые и по сей день встречаются в гербах и флагах многих государств мира. Наиболее известные из них – крест святого Петра, святого Андрея, святого Патрика, святого Антония, иерусалимский, мальтийский, папский, патриарший, кресты на флагах Дании, Швеции, Великобритании, Финляндии.

Первое упоминание в Новом завете слова «крест» встречается у евангелиста Матфея – «... И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» МФ.10:38. Крест понимается здесь как необходимый выбор, который должен сделать каждый человек. Именно отсюда пошло выражение « у каждого свой крест». Внимательный читатель Евангелия от Матфея обратит внимание на то, что уже в третьей главе говорится о крещении Иисуса Христа «... и, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды...» ( Мф. 3:16 ). Здесь необходимо внести ясность о соотношении слов «крест» и «крещение», так как они часто встречаются в тексте Нового Завета и внешне созвучны друг другу, хотя имеют различное значение. Как уже было сказано, слово «крест» по-гречески звучит как «ставрос», а «крещение» – «баптизо», что в буквальном переводе означает «погружение в воду», отсюда произошло название значительной части протестантов – «баптисты», отсюда же возник термин «анабаптисты», то есть принявшие новое крещение, слово «баптистерий» – специальная купель при храме, где совершают крещение. В любом случае крещение через погружение в воду – это всегда воспоминание о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем, во время которого на Иисуса Христа сошел Святой Дух в виде голубя. Отсюда пошла традиция изображать голубя в качестве символа Святого Духа, что часто можно увидеть на крестах в собраниях музеев. Обряды, связанные с крещением, получили свое дальнейшее развитие в Русской Православной Церкви. В день празднования Крещения Господня (6 января по старому и 19 января по новому стилю), одного из наиболее почитаемых в народе двунадесятых праздников, во льду водоемов вырубалась крестообразная прорубь (может быть, такой формы и были первые крещальни на Руси), из нее брали воду для освящения, которая потом раздавалась всем верующим православных храмов. Крещенская вода всегда считалась самой целебной, и верующие люди в течение года бережно хранили ее. Несмотря на то, что в это время в России стоят самые суровые морозы  - их принято называть крещенскими – многие верующие погружались в ледяную воду, тем самым как бы, повторяя евангельское описание этого события. Главная парадная лестница Эрмитажа носит название Иорданской в память о том, что на Неве напротив этого места и совершался в проруби-иордани символический акт крещения с водосвятием.

Так что, несмотря на разницу значений слов «крест» и «крещение» в русском языке произошло удивительное соединение этих двух понятий.

С почитанием креста связан и другой двунадесятый праздник – Воздвиженье Креста Господня (14 сентября по старому и 27 по новому стилю). Происхождение праздника связано с реальными историческими событиями IV века, когда во время раскопок в Иерусалиме были найдены многие археологические доказательства достоверности текстов Нового Завета и главное из них – обретение честного креста, того самого, на котором был распят Иисус Христос. Современник этих событий – римский историк Евсевий, описавший этот факт, хотя и не упоминает имени императрицы Елены, но устойчивая историческая традиция именно ей приписывает эту честь. В память об этом уникальном событии и установлен праздник Крестовоздвиженья, во время которого священник выносит изображение креста на середину храма "воздвигая" его среди верующих.

Этой теме посвящена одна из икон XIX века из собрания нашего музея. Одним из наиболее распространенных форм в русском декоративно-прикладном искусстве является традиционный православный восьмиконечный крест. Именно его разнообразные типы и составили основу собрания музея. Такой крест, с изображенным на нем распятием является одним из ярких примеров того, как в народном сознании нашли свое отражение элементы Священного Писания, исторических преданий, ранних апокрифов, агиографической литературы, богослужебных книг.

Ниже рассмотрен лишь один из наиболее распространенных видов крестов, типология которого почти не претерпела изменения на протяжении нескольких столетий. Это так называемый аналойный тип креста в современном виде известный нам с 17 века.

В верхней части такого креста, как правило, оглавное изображение Иисуса Христа (иногда Бога Саваофа или Святой Троицы), внизу надпись – «Образ Нерукотворенный», один из наиболее распространенных иконографических типов Спасителя, ставший прообразом многих последующих изображений. История его появления не описывается в Библии, но в раннехристианских преданиях происхождение иконы связано с царем Эдессы Авгарем – это событие запечатлено на одной из мозаик восточной части Исаакиевского собора.

Другим символом, также находящимся в верхней части креста, стало изображение Ангелов Господних. Само выражение «Ангел Господень» встречается как в текстах Ветхого, так и Нового Заветов. В нашем случае они представлены как вестники грядущего Воскресения, ибо в Евангелии от Матфея 28:2 сказано: "Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отворил камень от двери гроба...". В Евангелии от Луки (24:23) говорится уже о явлении Ангелов, «которые говорят, что он жив». Эти то ангелы, по-видимому, и изображены над распятием Иисуса Христа. Неслучайно под ними начертана надпись «Царь Славы». Эта надпись является предшествующей для верхней перекладины, на которой начертано: «Иисус Христос сын Божий», что несколько расходится с евангельским текстом, где у трех евангелистов из четырех приводится та надпись, которая, по Евангелию, была составлена Понтием Пилатом. «Сей есть Иисус Царь Иудейский», (Мф. 27: 37), «Царь Иудейский», (Мк. 15: 26), «Сей есть Царь Иудейский», (Лк. 23: 38). Наиболее подробное описание этой надписи содержится в Евангелии от Иоанна 19:19. Она же чаще всего приводится над изображением распятия в православной церкви в сокращенном варианте «ИНЦИ», читаемом как «Иисус Назарянин Царь Иудейский», но встречаются и другие надписи, как и в нашем случае. Эта надпись, означавшая вину казненного, в римскую эпоху называлась «титул».

Голова Иисуса Христа, как правило, увенчана крестообразным нимбом с изображением трех греческих букв, означающих слово «сущий». Об этом ничего не говорится в евангелиях, там лишь приводится рассказ о венчании Иисуса венком из терна (Мф. 27:29).

Слева и справа от рук Иисуса Христа изображены солнце и луна как символы греческих букв альфа и омега, что соответствует строкам откровения Иоанна Богослова: «Я есмь Альфа и Омега, Начало и Конец»" (Откр. 1:8).

Непосредственно под средней перекладиной воспроизводится текст: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Таких слов мы не найдем в тексте Нового Завета, они взяты из раннехристианского богослужебного канона.

Слева и справа от Христа изображены копье и трость. В Евангелии от Матфея говорится: «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить» (27: 48) . Подобное описание содержится и в Евангелии от Марка 15:36. Так же эта трость упоминается в Евангелии от Иоанна 19:29. «Тут стоял сосуд полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам его». Далее в тексте упоминается и о копье: «... но один из воинов копьем пронзил ему ребра и тотчас истекла кровь и вода» (19:34). Это событие послужило основанием для соединения воды и вина во время литургии. Для однозначной трактовки этих символов рядом приведено их буквенное обозначение «К» и «Т». Непосредственно за крестом изображен город Иерусалим. Название этого города переводится с арамейского как «город великого царя». Это название имеет глубоко символический смысл: первым царем Иерусалима был Давид, из рода которого, согласно пророчеству, должен появиться Мессия.

Внизу у подножия креста начертаны четыре буквы М, Л, Р, Б, которые расшифровываются как «место лобное рай бысть». Еще ниже изображается гора Голгофа, в центре которой – череп Адама. Нигде в Библии мы не найдем сведений, подтверждающих, что Адам был похоронен на Голгофе. Тем не менее и в католической, и в православной традиции под распятием часто изображаются останки Адама. Верующими людьми это воспринимается как символ ветхого человека, спасенного новым Адамом – Иисусом Христом. Изображение Адама имеет и другое значение. В генеалогии Иисуса (Лк. 3:23-28) Христос представляется прямым потомком Адама, Авраама и царя Давида. В раннем христианстве место распятия Христа стало трактоваться как могила Адама. Это нашло свое воплощение и в известном сюжете "Сошествие во ад". Воскресший Христос первым освобождает из преисподней Адама. Эта идея воскрешения Адама во время пришествия Мессии нашла свое удивительное воплощение в одном из символов императорской власти – державы, которая с одной стороны должна напоминать о вселенской власти под знаменем креста, а с другой – о библейской истории грехопадения Адама, символом которого и стало державное яблоко. Эта тема прощения и возможности для каждого грешника обрести спасение наиболее яркое воплощение нашла в изображении нижней перекладины восьмиконечного православного креста.

В каждом из Евангелий приводится история с двумя разбойниками, которые были распяты вместе с Иисусом «один по правую сторону, а другой по левую « (Мф. 27: 38). В Евангелии от Марка (15: 32) говорится: «И распятые с Ним поносили Его», но в Евангелии от Луки (23: 39-43) это событие описывается гораздо более подробно. Так как оно является одним из важнейших мест Нового Завета, необходимых для понимания символики креста, позволим привести это описание полностью. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». В память об этом событии в православном кресте нижняя перекладина изображена косой, восходящей справа налево, тем самым указывая путь в Царство Небесное и подтверждая основную истину христианства – путь к спасению лежит через Иисуса Христа.

Характерным памятником XIV века стала икона «Борис и Глеб», где у первых русских святых мы видим два различных изображения креста. Слева византийский, справа русский вариант этого православного символа, византийском искусстве известна с IX века, а в русском с XII. Но только начиная с ХIV века эта перекладина, изображавшаяся прежде прямо и трактовавшаяся как подножие, теперь изображается наискось. Православные экзегеты придали ей глубокое символическое значение. «Вопрос: чего ради у креста Христова подножек пишут десную страну подымшуся, а шую поникшу, да и главу Христос приклони на десно. Ответ: того ради облегчи десную ногу, и подъяся кверху подножек, да отдасть грехи верующим Ему и во второе пришествие вознесутся горе во сретение Ему; а шуюю ногу того ради обнизи подножек, да неверующие Ему отягчают и сниду во ад. Главу преклони на десно, да преклонит вся языки веровати поклонятися Ему»[1].

Эта косая перекладина выполняла и своеобразную функцию ориентира; поскольку все православные храмы строились алтарем на восток, то стоило увидеть эту перекладину, поднимавшуюся справа налево, как было ясно, что впереди восток.

По левую и правую сторону от креста часто изображают некоторых из евангельских персонажей, присутствовавших во время казни, - «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его Мария Клеопова и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19: 25 - 27). Этот текст послужил основанием для изображения наиболее часто встречающихся персонажей слева и справа от распятия – матери Иисуса и апостола Иоанна. В том случае, если слева от креста изображается не только Мария, но и другие женщины, следовавшие за крестом, то справа рядом с фигурой Иоанна изображается римский сотник на основании следующих мест из Евангелия: «Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно Человек Этот был праведник». (Лк. 23: 47), а так же «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф.27:54)

Часто на православных храмах можно увидеть крест, в нижней части которого изображен полумесяц, который также имеет многогранное значение. В религиозном сознании он прежде всего ассоциируется с ковчегом, который несет верующего человека по бурному мирскому морю. Это подтверждается названием центральной части православного храма – «неф», что по-гречески значит «корабль». И все же основная назначение этого символа – напомнить каждому верующему о главном предназначении храма служить тем самым местом, где происходит соединение с Иисусом Христом через святое Таинство Причастия. Другое значение этого символа связано с чашей, в которую по древнему преданию Иосиф Аримафейский собрал кровь Иисуса Христа во время казни.

Так же можно рассмотреть еще два типа крестов - это крест святого Петра и крест святого Андрея. Первый связан со святым, имя которого носит наш город, второй стал символом русского военно-морского флота и недавно был возвращен военному флоту России. Ранние христианские апокрифы рассказывают о мученической смерти апостола Петра в Риме. Перед казнью Петр попросил своих мучителей распять его вниз головой, дабы не уподобляться даже в момент смерти своему учителю. Апостол Андрей, согласно преданию, проповедовал на месте будущей Византии, добрался до Скифии и, если верить «Повести временных лет», воздвиг крест на месте, где позже возник Киев, и дошел до того места, где сейчас находится город Псков. На обратном пути в Иерусалим он был распят по приговору консула Эгина на территории современной Греции. В этот раз орудием казни был выбран крест в форме буквы «Х», а сам апостол Андрей во времена Петра I становится небесным покровителем России. Тогда же учреждается орден Святого апостола Андрея Первозванного, который представляет собой символическое изображение распятого апостола и который можно увидеть на многочисленных портретах русских художников ХVIII века – Левицкого, Шубина, Боровиковского. С тех пор невидимая линия связывает две церкви – Восточную и Западную, небесными покровителями которых являются два брата – апостолы святой Петр и святой Андрей.

В новой России крест стал государственным символом. Высшей наградой России стал орден Святого апостола Андрея Первозванного, воссозданный по образу, созданному самим Петром 1. Наряду с ним восстановлен орден Святого великомученика и победоносца Георгия, в основе своей имеющий равноконечный крест, орден «За заслуги перед Отечеством», совмещающий круг и крест. Многие медали и кресты современной России имеют или крестообразную форму, или  изображение креста.

Подводя итог вышесказанному можно констатировать, что крест продолжает быть основным символом христианской цивилизации и появляется как в светских, так и в религиозных памятниках современной культуры.

 

________________________________________

[1] Николаев Т.В. Принципы искусства Московской Руси. - М.: 1976 г.