Ницше И Ницшеанство

Как-то недавно я встретила свою коллегу по преподаванию философии. Разговорились, перешли на философские темы и, когда я неодобрительно отозвалась о творчестве Ницше, коллега буквально взорвалась: "Ты не понимаешь Ницше, это великий мастер слова, поэт с большой буквы", - и так далее и тому подобное. Меня она слушать не захотела.

Вот я и решила, наконец, высказать свою точку зрения, которую, кстати сказать, всегда излагаю на уроках в школе или на лекциях в богословской академии.

Фридрих Ницше родился в 1844 году в Пруссии и умер в 1900 году в Веймаре. Ровесник нашего знаменитого религиозного философа Владимира Соловьева, который писал о любви Божией, о сущности добра так много и хорошо. Отец Ницше - протестантский священник, мать - дочь пастора.

Ницше знал Библию наизусть. Столько, сколько он цитирует Евангелие в своих работах, вряд ли можно у кого-то найти еще. Но цитирует он Священное Писание, хуля Слово Божье. 

Основные его работы: "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Генеалогия морали", "Антихристианин". В этих работах Ницше объявляет войну религии. Он объявляет неравенство между людьми естественным, природным, фатальным. Он утверждает, что масса людей неспособна к свободе духа, т.е. призвана быть рабами, и лишь небольшое число "избранных", сильных духом, обладающих волей к власти и утверждающих ее, возвышаются над этой массой, как каста господ. Он описывает идеал - "сверхчеловека", который руководствуется инстинктами, внутренне свободен от условностей и морали, т.е. находится "по ту сторону от добра и зла". Сильный человек - господин, для которого человеческое "стадо" служит средством к достижению цели. 

Государству в философии Ницше отводилась роль силы, держащей народные массы в положении рабов. Не из этого ли лжеучения появились характеры Гитлера и Сталина, и им подобных? 

Необходимостью в жизни государства Ницше считал войны. И обратите внимание: две самые жестокие войны - Первая и Вторая мировые - полностью по захватническим мотивам совпадают с его философией.

"Бог умер", "Слабого толкни" - вот основная линия его рассуждений в книге "Антихристианин". Когда я говорю, что Дарвин и Ницше - проповедники империализма, то мне отвечают материалисты: "Дарвин и Ницше не отвечают за действия и мысли других людей". На что я отвечаю словами Евангелия: "За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мф. 12:36).

Время, в которое жил Ницше было временем развития материализма. В 1856 году Ч. Дарвин публикует свою теорию эволюции, где, в виде всего лишь гипотезы, предполагает, что человек произошел от обезьяны.

И несмотря на то, что за последние 150 лет ничего, абсолютно ничего не удалось обнаружить в поисках переходных образцов обезьяньих рас в человеческую, теория завоевала доверие материалистических умов и перекочевала в учебники, а затем и в жизнь атеистов-материалистов. Потому так любят Ницше материалисты, что атеизм по-прежнему практикуется в нашей стране, как естественное (все по Ницше!) состояние ума, души и тела. И хотя отвергнутые христианские ценности: "Люби Бога и ближнего как самого себя" - привели страну с 1917 года к полной духовной деградации (т.е. на обезьян стали похожи, хотя обезьяньих предков не нашли), страна уверенно шествует к экономическому идеалу процветания. Но это процветание только для избранных - сверхчеловеков. Абсолютно все получается по Ницше: процветают сильные, а остальные - толпа, рабы. 

"Да любите друг друга, как Я возлюбил вас", - говорит нам Иисус Христос. Слава Богу, что мировая религиозная статистика говорит следующее: христиане всех конфессий в мире составляют 2,1 миллиарда (от общего числа 5,8 миллиарда жителей планеты). Есть все-таки золотой фонд человечества!

Я думаю, что высказывание Стефана Цвейга в его работе "Ницше. Борьба с безумием" будет интересна не только атеистам, которые, благодаря классикам материализма, а также и самому Ницше, до сих пор уводят людей в яму заблуждений.

Стефан Цвейг назовет жизнь Ницше "танцем над бездной". Последние десять лет своей жизни Ницше провел в беспамятстве. Вспоминаются слова: кого Бог хочет наказать, у того отнимает разум. И С. Цвейг пытается понять, что могло бродить в воспаленном мозгу "сверхчеловека". Он пишет: "Тот, кто так глубоко заглянул в глаза демону, ослеплен навеки" (Цвейг С. Ницше. Борьба с безумием. Таллинн, 1990,стр.59).

А вот что пишет известный русский религиозный философ Н. Бердяев, изгнанный в 1922 году из России среди многих других за свои христианские убеждения, в работе "Смысл истории" о Ф. Ницше и К. Марксе: " + В Нитцше, который так страстно и бунтующе утверждал творческую индивидуальность человеческий образ тускнеет и вырисовывается пока еще таинственный, но жуткий образ сверхчеловека, черты которого лишь грезятся В другом человеке, одаренном исключительно острым умом и большой силой и ни в чем не похожем на творческий и привлекательный образ Фр. Нитцше, - в образе К. Маркса с не меньшей остротой переживается конец Ренессанса и кризис гуманизма+ Во имя этих нечеловеческих и сверхчеловеческих начал он проповедует жестокость к человеку и ближнему во имя создания нечеловеческого, сверхчеловеческого царства коллективизма". (Н. Бердяев. Смысл истории. М. 1990 г., стр. 121-123).

В философии есть понятие "антропоцентризм". Смысл антропоцентрической философии - рассматривать человека, как центр вселенной, как венец творения природы. Это и есть материализм. В этом определении понятия: антропоцентризм и ницшеанство - синонимичны. Ницшеанец - антихристианин, восставший против Бога и принявший природу противника Бога - сатаны (Ин.10:10). Задача сатаны - уничтожить все, что сотворил Бог. Следовательно, путь ницшеанства - путь к гибели. Ницшеанство - путь без Бога, причем выбранный свободно, по желанию человека. За чертой смерти - суд Божий. Дева вечности - Церковь Христа, но Ницше говорит, что он будет обручен с этой девой. Но Дева Христова за антихристианина замуж не пойдет. Таково откровение Бога. Дева вечности - Церковь принадлежит Христу.

В христианском же богословии есть понятие "антропологизм". Смысл этого понятия - статус человека по отношению к Богу-Творцу. Совершенствование греховной человеческой природы в образ и подобие Бога через искупительную жертву Христа - путь восхождения от низшего к высшему, - вот основная концепция антропологического мировоззрения. Христианин - тот, кто силою Духа Святого приобретает природу Богочеловека-Христа. Христианин - вечный человек, т.к. вечен Христос. 

В заключение этого небольшого размышления о судьбах личности в истории важно сказать еще несколько слов. Перед Богом, хочет этого человек или нет, в миг смерти придется ответить за каждое слово. А в жизни все повторяется. В библейской истории нам известна трагедия царя Навуходоносора и его разрушенного царства - мощнейшей Вавилонской империи во времена Ветхого Завета. Но он признал свою вину перед Богом. В ХХ веке разрушены и гитлеровская и сталинские империи зла, да и все существовавшие в другие века империи канули в вечность, и уж, конечно, не в раю находятся авторы безбожных концепций и вожди безбожных государств. И в современной России в начале третьего тысячелетия, также как и в Европе, да и во всем мире, наблюдается угрожающая тенденция продолжающегося отречения от Бога и в связи с этим усиливающееся разрушение личности, семьи, государства. "Сказал безумец в сердце своем: нет Бога" (Пс. 13:1). Екклесиаст - проповедник сказал бы: "Ничто не ново под луной". Эта информация для размышления может быть сподвигнет к покаянию в грехе гордыни и неверия хотя бы некоторых.